Интервью №5

Похожее на шутку и вполне во фраевском стиле интервью, взятое Леонидом Делицыным...

вернуться на "Интервью"

Авторство: взято из "Гостиной" самого Макса
Дата:
15.02.99

В моей гостиной объявился Леонид Делицын. Он ворвался с криком "Вопросы здесь задаю я!" - так что все перевернулось с ног на голову. В течении восемнадцати с половиной человекочасов он зверски пытал хозяина дома - не корыстия ради, а на благо "Русских кружев". И дабы не задавиться жабой за бесцельно прожитые годы, я решил повесить результат нашего времяпровождения у себя: в кулацком хозяйстве и пулемет, сами понимаете...

О чем бы Вас о таком спросить? С чего начать?
Спросите меня "в чем смысл жизни" - хоть посмеемся ;) А, вот, понял, с чего начать. С моего любимого анекдота.
Болтался как-то корабль, месяцев так семь-восемь в море. Подходит к капитану боцман, характерный такой боцман, все время трубкой пыхтит и т.д. Ну боцман этот и говорит:
- Капитан, на судне сложилась критическая ситуация, болтаемся в море немеряно, мужики по бабе соскучились - бунтуют!
- Что же делать?
- А надо жребий кинуть, кто проиграет - тот раком станет и его вся команда оттрахает. Потом опять жребий и т.д.
Так и сделали. Жребий выпал боцману!!! :-(((
Ну, что делать? Снял он штаны и пошла жара... Доходит очередь до юнги. А тот не может, не встает у него на эту волосатую задницу. Капитан:
- Боцман помогите юнге.
Боцман, баском, попыхивая трубкой:
- Я люблю тебя юнга!!!
Это я к тому, что любой мало-мальски популярный писатель постоянно пребывает в той же позиции, что и боцман. И единственное, что ему остается - это мужественно попыхивать трубкой и задушевным баском повторять читателю: "Я люблю тебя, юнга!" Дык вот: идеологический пафос моего выкобенивания в инете (и не только в ем, родимом) состоит в том, чтобы найти другой, более адекватный способ общения со своими настоящими и потенциальными читателями ;) Боцман - достойная профессия, наверное, да и жребий вытащен - от судьбы, вроде как не уйдешь... но грех не попробовать!

Как Вы пришли на Интернет?
Случайно, как и большинство юзеров: был у меня как-то несколько месяцев кряду собственный кабинет с подключенным компом и большие порции свободного времени.

Кто надоумил Вас опубликовать "Идеальный роман" в Сети?
Никто не "надоумил": случайно получилось. Сначала мои приятели хотели напечатать его в бумажном "Пушкине" (позвонили, сказали: а ну быстро неси!) потом вдруг решили, что это не увязываетя с концепцией журнала, и показали "ИР" ребятам из проекта litera (теперь уже old litera), которые сидели в соседней комнате. Те его и цапнули - с голодухи ;)

Читали ли Вы работы своих конкурентов в АРТ-Тенетах-97? Других участников "Арт-Тенет-97" - не по долгу службы, а просто так? Работы участников предыдущих "Тенет"? Если да, то почему? Если нет, то почему? (Мои наблюдения показывают, что практически никто не читает предшественников и конкурентов. Есть дела поважнее и чтиво поважнее).
Дело в том, что я принял участие в Арт-Тенетах-97, "не приходя в сознание". Т.е., меня вообще никто не поставил в известность, а я сам в то время лит. конкурсами совершенно не интересовался. Вот так глупо получилось: о своем участии я узнал только недавно, когда начал рыться в архивах конкурсов из профессионального любопытства. Я обалдел от такого сюрприза! Кстати, и номинатор Сергей Кузнецов - не из числа моих знакомых, и не из числа ребят с "литеры". Если честно, я поначалу здорово разозлился: все-таки человек должен сам решать: хочет он принимать участие в конкурсе, или нет. Соответственно, я не читал работы так называемых "конкурентов": во-первых, я не знал, что они конкуренты, а во-вторых, в то время я вообще "читал только пейджер" (С) - по-моему, все-таки народный. Читаю их понемногу сейчас: путешествие "назад" всегда любопытно. И разумеется, начал с Ширянова: кто ж пройдет мимо скандала?

Ваше отношение к роману "Низший Пилотаж"?..
Это было "ПРАВИЛЬНОЕ" событие в русскоязычной литературе. Я, разумеется, не был шокирован: не та, пардон, ментальность, к тому же, в свое время несколько лет жил в одной коммуналке с одним из самых конченных варщиков "винта" - в высшей степени экзистенциальный опыт ;) При этом я далек от стремления кричать, что Баян Ширянов - "это наше все". Но здорово, что благодаря конкурсу он был предъявлен лит. общественности. Когда я представляю себе того же Стругацкого за вдумчивым чтением Ширянова - я млею!!!!!

...К повести Юлии Пахоменко?
Увы - не читал. Исправлюсь: по вашим наводкам уже пару раз попадал на классные штуки.

Как Гельману удалось Вас затянуть вести обзоры?
Да не "затягивал" меня никто ;-) Марат как бы дал мне "новую игрушку": возможность делать все, что я захочу, в совершенно новом для меня формате, с мощной технической поддержкой (что для отмороженного гуманитария, вроде меня, довольно существенно, впрочем HTML на примитивнейшем уровне я за последнюю неделю кое-как освоил, сейчас тащусь от собственной гениальности аки гад). К тому же, я уже давно заметил, что все удачные проекты в моей жизни вырастали из маленьких дурацких хобби на досуге, поэтому - мне только дай возможность обзавестись новым хобби.

Каковы самые омерзительные привычки Гельмана?
Была, пока он не бросил курить: в запале диалога он порой стряхивал пепел в чашку собеседника. Но курить он бросил года полтора назад, поэтому вопрос снят. Других его скверных привычек не знаю: мы с ним все-таки не живем вместе ;) Кстати, чтобы сразу снять все дальнейшие расспросы о Гельмане: Марат - мой старинный приятель, даже почти друг (лет восемь с ним дружен, по моим меркам - вечность). В нашей жизни не раз бывали периоды, когда нас связывала совместная работа, которая, кстати, не имела отношения ни к сетевым проектам, ни, тем более, к литературным конкурсам.

На Вас сейчас активно наезжают. Захотелось ли Вам на кого-нибудь наехать? Так, чтоб сильно и больно.
Ну, это тоже смешно ;) Наезжать надо умеючи, предварительно изучив болевые точки противника. Впрочем, в моем случае, это довольно сложно ;) Кроме того, наезжающий, должен быть сочтен равным. А мои "равные" уже давно не работают в рамках эстетики "наезда": неактуально сие, да и скучно. К тому же, все эти наезды я спрогнозировал заранее. И ежу было понятно, что человеку, который серьезно относится к себе и обладает повышенной возбудимостью, лучше делать обзоры новостей тяжелой промышелнности, а уж никак не сетевых лит.конкурсов. Ясен пень, что среди участников любого лит. конкурса есть ребята, которым лучше бы не знать ни одного алфавита. И когда этим беднягам кажется, что их обидели, они хотят дать сдачи - просто для того, чтобы спать спокойно. И, кстати, имеют на это полное право: стрессы надо снимать, любой ценой ;) Тот "Макс Фрай", на которого как бы наезжают - просто манекен начальника в комнате для снятия стрессов сотрудников японской корпорации (если, конечно, эти манекены не миф). А манекен по природе своей не способен захотеть "дать в отмазку". Есть, правда, и другой вариант: каждая Моська может войти в историю, если правильно выберет слона. Тут меня здорово прикалывает тот факт, что ребята изначально неправильно выбрали "слона": на мне, конечно, можно "прокатиться", но только до ближайшего угла. Наезжали бы, что ли, сразу на Пушкина: юбиляр все-таки...

Антон Носик мне сказал, что Вы выпустили 8 бестселлеров в жанре "фэнтэзи".
Уже девять, можете меня поздравить. Впрочем, с жанром фентези меня связывают в основном уродливые обложки книг и тот факт, что первоначально сериал задумывался как своеобразная пародия на классическое фентези (это тогда в воздухе носилось, потом оказалось, что Успенский примерно в то же время начал лепить свои прикольные фентезюшки, которых я так и не прочитал, но верю читающей публике на слово, что это вполне весело), но постепенно превратился в нечто иное.

Как это Вам столько удалось?
В свободное от основной работы время ;) (Это - правда.)

Не утомляет - столько писать?
Если бы утомляло - не писал бы. Рубли как валюта меня не возбуждают ;)

У меня вот штампомер даже диск Вашими штампами переполнил!
Леонид, я как бы все понимаю ;))) Но я - не Голиаф, вы - не Давид, а "штампомер" - не праща. Со мной это не работает. Мне все можно, потому что... А вот так! ;)))

На сайте Марининой я вижу тиражи - от 50 тысяч экземпляров до полумиллиона. А вот Довлатов идет тиражем 20 тысяч.
И то, и другое - проблемы читателей, а не авторов ;) Или даже скорее проблемы господина Б-га, который, насколько мне известно, считается главным менеджером совершенно бездарного проекта "homo sapiens".

Каковы Ваши тиражи?
Самый низкий - 30 тысяч, самый высокий - 60. Как видите, в обморок падать пока рано ;) Правда, в минувшем ноябре исполнилось всего 2 года с момента выхода самой первой книги, к тому же, издательство "Азбука" не потратило на рекламу моих книг ни копейки. "Макс Фрай как коммерческий проект" - это тоже миф, причем один из самых нелепых. Наверное, я обладаю врожденной способностью периодически покрываться мелкими мифами - как подросток прыщами.

В чем, по-вашему, причина?
Леонид, вы не поверите - просто я пишу кайфовые книжки ;) Такие, каких мне самому когда-то, много лет назад, не хватало - вот и все.

Что бы Вы посоветовали Довлатову: заняться делом, писать детективы/фентэзи/умереть голодной смертью, работать на "Голосе Америке", эксплуатировать жену? Или зарабатывать другим трудом?
Нечего сказать, нашли советчика! Я и сам другим трудом зарабатываю! Может, пусть ему все-таки Маринина советует, раз уж вы парой абзацев выше приговорили эту парочку быть яркими примерами вопиющего антагонизма в нашем диалоге?

В двух словах - о чем Ваши романы?
Если бы было можно в двух словах - на хрена бы я девять томов писал? ;)))

Что такое этот Макс Фрай?
Макс Фрай - это такой специальный полезный парень 8-)

Ответ "а вот прочитайте и поймете" - не катит :-) Я пробовал, но, кроме "Идеального романа" не идет.
Это нормально. Я уже успел заметить, что примерно треть читательской аудитории просто не может воспринимать мои книги: их от меня тошнит ;) Треть "влипает" в мои книжки насмерть, треть считает, что это "ничего особенного, но по приколу". Причем это деление не на "умных" и "глупых" - просто у представителей этих групп разные темпераменты, способы восприятия, ожидания, склонность к дешифровке текстов и т.п. А "ИР" - вообще не показатель. Это же с самого начала была просто игрушка для очень маленькой компании "своих", результат нескольких месяцев комфортной жизни на расстоянии от родного языка и источников литературного питания ;) Кстати, возможно, именно поэтому он так хорошо прижился в сети.

Что для Вас - главное в технике? Когда пишете, и когда читаете. Сюжет, выдумка, идеи, стиль, язык? (В принципе, то , что не язык я уже усвоил из результатов штампомера).
Леонид, вы все-таки маньяк! ;) Сколько раз за это письмо вы повторили слово "штампомер"? ;) Язык - тоже "главное". Кто-то когда-то переслал мне чей-то (не помню никаких имен, голова дырявая) отзыв на мою книжку, там была фраза "слова на отдыхе"... Неплохое определение моей "языковой политики". Впрочем, нет ничего "главного". Помните этот старый анекдот: "пчелы - тоже фигня"... ;)

Помимо феноменальной личной производительности труда, у Вас еще и море сочувствующих. Вот взять художников. Кто такие Степин и Мартынчик?
Это такие специальные полезные ребята ;)

Почему они Вас иллюстируют? Нравятся ли Вам их работы?
Дык! Если бы не нравились, они бы меня не иллюстрировали.

Или, может, лучше бы кто-нибудь другой Ваш сайт оформил?
Если бы "лучше", так он бы и оформил ;)))

А может быть, мне лучше с ними поговорить?
Да поздно уже, вроде: я вам тут уже час ответ пишу: не выбрасывать же!

Копирайт в России. Я понял, что, не будучи гражданином России, Макс Фрай не может претендовать на обладание копирайтом.
Леонид вообще-то, все не так ;) Первые пару лет мне было прикольно врать на эту тему, но врать уже надоело, а правду рассказывать уже как бы глупо, так что пусть вопрос остается зависшим ;)))

А что же тогда делать виртуальным личностям? Мэри Шелли например? Регистрировать Мертвые Души? Или единственный путь - передать копирайт душеприказчикам (наподобие Степина и Мартынчик)?
Угу. Кстати, мой опыт показывает, что самые лучшие душеприказчики получаются из медиумов, которые, собственно и затевают спиритические сеансы, опосля коих эти самые виртуальные и начинают шалить ;)

Читатели муссируют слухи о том, что "Мой Рагнарек" и " Гнезда Химер" написал "не тот Фрай". Ссылаются на Ваши собственные заявления. Я проверил штампомером (да, мне прислали обе книжки!), пока что похоже, что это все тот же Фрай.
Да, пожалуй, ваш штампомер все-таки полезен в хозяйстве ;) Разумеется, все писано одной рукой, что по-моему, и без штампомера очевидно. Кстати меня не раз обзывали "бригадой" из 5 - 10 человек. Поначалу меня это почему-то злило, да и до сих пор иногда злит ;)

Тогда что это - самораскрутка? Или интересные интриги?
Это - элементарные расхождения в системах символов, неизбежные при вербальном контакте представителей разных психотипов (и, кстати, разных поколений, разных культур etc etc etc). Когда один человек говорит, что эти книги писал "другой Фрай", имея в виду, что люди, грубо говоря, меняются, другой (обладающий конкретным мышлением) понимает это так, что у книги другой автор. Кстати, я сам по этому поводу никаких заявлений не делал, кроме одного: честно подтверждал, что все одной рукой писано.

Вячеслав Курицын назвал 100 великих писателей современности...
Нет, это просто список "100 писателей". Очень Курицынский список. Это - художественный жест Славы Курицына. Жест - феерический, как все, что делает Слава. Но воспринимать его как "распределение путевок в пионерский лагерь" - смешно и наивно. Он сам его так не воспринимает ;)

...мы провели тест - проверили, кого люди знают, кого нет? Посчитайте и скажите цифры, а? И мы увидим, можно ли на Вас равняться.
На меня равняться в любом случае нельзя: я неровный. Но по спискам пройдусь с удовольствием: люблю такие игрушки.

Курицын
Знакомых (до появления в списке у Курицына, разумеется) имен - 76, читаных, увы (или к счастью) - 48, многие - по верхам, конечно. Времени сейчас нет, чтобы читать много и с кайфом, а читать, чтобы "быть в курсе" - пустое занятие. Читать надо, как на войну идти: с кайфом, куражом и полной самоотдачей. Многих (например, Ры Никонову, Пригова, Сорокина и прочая, я читал еще в юности, в самиздате, а Мамлеев в ту же пору ко мне на кассете попал: рассказы в авторском исполнении - круто!) Некоторых прочитал случайно: кстати, я бы тех же Байтова и Давыдова еще черт знает сколько не прочитал бы, если бы обзоров не делал. Поэта Месяца, к примеру, я прочитал, потому что Слава в одном помещении, где и я бываю, его книжку забыл, с закладкой на "Норвежской сказке" - у меня были три минуты большого счастья (остальное, впрочем, потом не очень покатило).

А почему Вас нет в этом списке?
Вопрос к Славе ;) И не я должен его задавать: какими идиотами мы оба при этом будем выглядеть! Кстати, все к лучшему: не хотелось бы мне попадать в один список с Вознесенским, Кивиновым, Марининой и еще рядом граждан (ничего личного, просто я этого не ем). Вполне возможно, Курицын меня просто не читал. Или ему просто не пошло, как и вам - не знаю, не спрашивал.

Вавилон
Знакомых имен: 36, читанных - всего 23, да и то больше половины - в последнее время и по чуть-чуть. Зато, опять же некоторые имена навевают чертовски приятные воспоминания. Например, тексты Юры Лейдермана я впервые увидел лет 15 назад (тогда они были совсем-совсем другие) и, кстати, до сих пор искренне благодарен этому парню за то, что он в свое время присадил меня на исландские саги: их я начал читать с его подачи, и для меня в те годы это была "великая эстетическая революция", очень личная, разумеется.

Мошков, зарубежная литература
Ни одного незнакомого имени, разумеется. Читаны 47 (лениво считать, сколько их всего, но по-моему, в минусе имен семь- восемь). С другой стороны, до боли возмущают чудовищные пробелы в самом списке: даже Уайлдера нет, позорище!

Мошков, современная русская проза
Здесь смешно. Опять же, всего три имени незнакомы, но читаны из списка только 26 (включая тех, кого начал и бросил, а таких немало).

Кого Вы читаете сами?
Из свежечитанного (что стоит сейчас на полке в кухне): Павич (стоит-то "Пейзаж нарисованный чаем", но "Хазарский словарь" все-таки несоизмеримо круче, на мой вкус - впрочем, он, вроде бы, более поздний, хотя я могу и ошибаться, а лезть за книгой на полку и проверять - лень), Роберт Ирвин "Арабский кошмар" - охренительнейшая вещь, я сейчас как раз уговариваю хороших людей, чтобы ее переиздали и как следует раскрутили: это может быть хит всех времен и народов!!! - Кундера, Мервин Пик (но он все-таки жуткий зануда), Харуки Мураками (чегой-то туго пошел, я его отложил до смены настроения), Хирага Гэннай "Похождения весельчака Сидокэна" - это пародия эпохи Эдо, нечто совершенно неописуемое, но очень на любителя - и почему-то Ницше (как его-то на эту полку занесло?!) Большие потрясения моей жизни (в разных возрастах, разумеется но записываю по мере всплытия в памяти): Торнтон Уайлдер, Туве Янссон, Олеша, Борхес, Картасар, Диккенс (как ни странно, было и такое!), Гессе (никого не минула чаша сия), Хайнлайн (да, который Роберт Энсон), исландские и ирландские саги (это не понты, а большая любовь на всю жизнь), Федормихалыч (полное собрание сочинений этого гада довело меня до запоя в 18 лет, я быстро оклемался, но впечатление осталось), Кен Кизи, Сэллинджер, Трумен Капоте, Умберто Эко (все-таки, здесь я банален и "Имя розы" люблю больше других его вещей), Грин (только не "хиты", а малоизвестные вещи вроде "Дороги в никуда", Стивен Кинг (он простой, как пять копеек, особенно в переводах, но в свое время вставил как следует, поскольку на "правильные точки" давит), Виан, Герберт Уэллс (в детстве и только некоторые рассказы), Мамлеев (правда, только в авторском исполнении, на бумаге это уже было не то), Пу Сун Лин... Устал я вспоминать, но еще имен 20 - 30 равнозначных наскреб бы, если бы не три часа ночи! Наших, русскоязычных, впрочем, в списке будет очень мало: так уж вышло. Ну, могу со скрипом приплюсовать Булгакова и Пелевина, хотя "событиями" они для меня не были - просто кайфовыми встречами с кайфовыми же людьми... И еще Аксенов вызывает у меня теплые чувства - но именно чувства, а не "оргвыводы". О поэзии говорить не буду вообще: интимная это штука, ее восприятие, поскольку ритмизированная речь - все-таки шаманская примочка. И о некоторых прозаиках тоже умолчу - по той же причине. А о некоторых, не менее любимых, молчу, потому что в памяти сейчас не всплывают.

Могли бы вы составить свой Top 100?
Топ 100 все-таки лениво ;-) И вообще я не одобряю "топов", если это не девичьи кофточки выше пупка. Порочная система, и, главное, примитивная.

Или Список 100 сетераторов Макса Фрая? Ну хотя бы 20?
Именно сетераторов? У меня стаж пока маловат, чтобы списки составлять. Ну, я понемногу делаю у себя на сайте табличку "что почитать". Через год из нее надо будет выкинуть девять десятых, и список будет готов. Из ребят, известных мне не по конкурсным работам, а по сайтам, на которые захожу - иногда трачу время на чтение Ромы Воронежского, Норвежского Лесного, Носика, Курицына (ессно: я все, что он делает искренне люблю), вчера вот по приколу почитал Леху Андреева. Наверное, это тоже начало некоего списка, да? Но наверняка в него не попало много классных людей - просто потому, что я до них пока не добрался.

Вы сразу узнали имена: Яркевич, Давыдов...
Яркевича грех не узнать ;) А вот Давыдова впервые прочитал именно в Тенетах: мало ли, что он там у Славы в списке был! За мной пока, вроде, Курицын с двустволкой не гоняется, требуя, чтобы я немедленно перечитал всех из его списка.

Не создает ли это эффект узости круга этих лиц? Тесноты мира?
Угу. И, к тому же, "страшно далеки они от народа". Но это уже проблемы народа ;)

Как Вы относитесь к тусовкам вообще?
Никак не отношусь. Я очень самодостаточный тип. Даже слишком. В работе это иногда мешает, но мне нравится ;)

Надо ли тусоваться - профессионально?
Кому-то, наверное, надо. Я знаю многих людей, которых сделала тусовка. Но это не мой стиль. Не люблю больших скоплений хомосапиенсов на ограниченной территории, их совместных передвижений по культурному пространству от водопоя к водопою, хотя к отдельным представителям данного вида отношусь нежно и трепетно. У все того же Славы Курицына (мы с ним в ту пору еще не были знакомы лично, да и сейчас знакомы весьма шапочно) в "Матадоре", если не путаю, был отличный текст о тусовках - тут пересказывать глупо, читать надо. Вот он вернется из Е-бурга, попрошу у него ссылку, а если этого текста пока нет в сети - у себя повешу на какой-нибудь салфетке. Он там все за меня уже рассказал про тусовки. И удивительно к месту процитировал классика: "ты царь, живи один". Вот... так и живу ;)

Вот Кузьмин говорит, что Вы совсем из другой тусовки...
Уже откомментировал выше 8-) Интересно, из какой я "тусовки", по его мнению?

... и Давыдова и Байтова не знаете.
Лично не знаю.

С кем Вы тусуетесь? С кем посоветуете тусоваться авторам?
Уже откомментировал. Что касается авторов - с издателями, наверное им, надо тусоваться ;) Только непонятно, как заставить издателей тусоваться с авторами?! На досуге-то?! "И тут к тебе подходит твой токарный станок"... Отнюдь не все авторы обладают неотразимым обаянием и теплотой Тимура Кибирова. А вообще, худшего советчика в этой области, чем я, найти невозможо.

Как Вы раскручиваете "Макса-Фрая"-звезду? Есть ли у Вас профессиональные секреты такого рода?
А как же! Каждый вечер беру бубен, шаманю, иду в Нижний Мир, там строю души предков и говорю им: "мать-перемать, а ну давайте, работайте на меня!"Но вообще, никто еще и не начинал "раскручивать" Макса Фрая. До сих пор были только разнообразные приколы и море удовольствия от их последствий, порой непредсказуемых. Сейчас как раз думаю: стоит раскручиваться, или лучше уйти в тень, пока еще не поздно. Потому как "звездность" в России не дает каких-то неземных благ, ради которых стоит резво шевелить задницей, а слава сама по себе - дрянная штука.

Каковы сильные магические слова, гипнотизирующие?
Меня словами не очень-то загипнотизируешь ;-)

Борхес? А еще? Раньше Кафка был. Пелевин - Кастанеда. Фрай - Борхес?
Фрай - просто Фрай, и ничего больше ;)А Борхеса я просто люблю - очень, до смешного, наверное. Мне жаль, что я никогда не был и не буду его соседом по кварталу, и мы не будем трепаться за чашечкой кофе о каких-нибудь гипотетических девяноста девяти способах написать детектив... А, понял! На самом деле, мне жаль, что я - не Бьой Касарес (так, кажется, звали его хорошего друга, которого он вспоминает чаще и нежнее, чем прочих).
Кстати: Кафку - ненавижу! Интеллектуально ("головом", то есть) понимаю, что это кайф, понимаю даже - почему. Но читать не могу (т.е. когда-то прочитал его, конечно, и до сих пор рад, что больше можно не перечитывать). Очень больное сознание у этого дяди - и очень большой процент личного присутствия в книгах.

Чем виртуальный Фрай лучше невиртуального писателя? Он загадочнее? Идеальнее? Лучше защищен?
Виртуальный Фрай ужасно похож на невиртуального (что подтверждают все, кто знает меня лично). Ну, наверное, виртуальный Фрай относится к себе еще мене серьезно, чем невиртуальный, хотя и второй этим не слишком грешит ;-)

Что делать нашим писателям, чтобы стать успешными?
Я же говорю: шаманить надо ;-) А вообще - откуда мне знать?
Помимо обычной риторики: "работайте, пишите лучше" (Довлатов и работал, и писал лучше, однако, при больших тиражей не видел. Как победно замечает Веллер в повести "Ножик Сережи Довлатова": "никому он там не нужен").
Есть еще один ответ, на сей раз грустный: надо было рождаться не в этом мире. Здесь - именно такие скверные порядки, и ничего не попишешь.

Вот, есть у нас в "Тенетах" победители. Будут в АРТ-ЛИТО. Их работы признали кондиционными. Некоторые спрашивают - а дальше? Ведь дальше ничего не происходит. Что делать? Идти в профессиональную среду?
Что значит - идти в профессиональную среду? Это же не комната специальная, где открыл дверь, вошел - и уже там. Нет рецепта - такого, чтобы один на всех. Я вот сейчас бьюсь со своими издателями, убеждаю их, ору дурным голосом, трачу а-а-агромадные деньги на междугородние звонки (они в Питере, а я пока в Москве). Хочу, чтобы мой "скорбный труд" помог правильному заполнению редакторских портфелей. Я хочу, чтобы хорошая литература печаталась: сетевая, не сетевая - мне по барабану, но сейчас я окунулся в сетевую, так что и пою о ней. Мало того - я хочу, чтобы ваш нежно любимый Довлатов расходился чудовищными тиражами, а Маринину с ее ментовско-женской прозой читали пенсионерки от скуки, в мягких переплетах - как и положено. Я хочу, чтобы куча народу знала, кто такой Байтов, и с недоумением скребли в затылке, когда их спросят: кто такой, к примеру, Доценко? Хочу из чистого эгоизма: потому что в таком мире мне самому будет комфортнее жить. Не знаю, чем это все закончится: втемяшу ли я в их (по большому-то счету, умные) головы, что звезд лучше делать из талантливых интеллектуалов, а не из простодушных ремесленников? Посмотрим. Поживем - увидим.

Кто Ваши читатели? В оффлайне и на Сети?
Да кто угодно. От десятиклассников до теток за 50. Как правило, они "шибко грамотные" - с высшим образованием то есть. Студентов среди них точно много, что радует. Знаю, что родители таскают мои книги у своих детей и наоборот.

Что Вы о них знаете?
Мало, наверное. Почти ничего, кроме сказанного выше. Полагаю, что многие из них в чем-то похожи на меня самого (тут работает "фокус с зеркалом", описанный мною во "Власти литературы" - и никуда от этого не денешься).

Вот CDru.com изучает своих посетителей - дай Бог каждому НИИ такой тщательности. А Вы? Может быть, Вас читают "не те" люди?
И "те", и "не те". Всякие. Пока между мной и моими настоящими читателями еще стоит барьер: уродские позорные обложки. Я бы сам книгу в такой обложке не купил ни за что - с какой стати?! Теперь-то уже, после того, как меня обвешали идиотскими ярлыками начиная от "Санта-Барбара для интеллектуалов" и заканчивая "русским Кастанедой" (уж не знаю, какой из этих ярлыков смешнее!) мои книги начали в "книжных лавках" появляться (это такая, по-моему, очень "московская" примочка: маленькие магазинчики, обычно с убогим интерьером и очень хорошей литературой на полках). Но барьер пока есть, и будет существовать до переиздания в новом оформлении, которое уже год откладыватеся: мои "Азбуки" (как и многие их коллеги) полагают, что все люди - законченные мудаки, мутанты и козлы позорные и книги в приличном оформлении покупать не будут. Я уверен, что будут, и еще как. (С пафосом): нас рассудит история!

Читают ли Вас Ваши родители/друзья/дети? Родители/друзья/дети Ваших друзей?
У меня нет ни родителей, ни детей. Друзья, каковых немного, и приятели, коих великое множество, читают, разумеется. Но поскольку они - люди моего круга, не достают меня ни восторгами, ни придирками и вообще не акцентируют внимание на том, что я какой-то там "писатель". Изредка, впрочем, выдают такие комментарии, что я понимаю: жизнь удалась (и - бум мордой в салат!) Впрочем есть у меня знакомцы, которые вообще не знают, что я какие-то там книжки пишу. Некоторые друзья делятся с родителями и детьми - в тех семьях, где принято дружить между собой. Некоторые семьи подружились на моей почве. Некоторые раздружились. Вот такой мексиканский сериал 8)

Встречаетесь ли Вы с читателями оффлайн?
Нет.

Что делать устроителям конкурсов, чтобы их конкурсы приносили авторам хоть какую-то пользу? Просить у Темы Лебедева, Льва Глейзера и Антона Воскресенского по миллиону баннеров?
Баннеры - хорошее дело ;-) Это как клизма - никогда не помешает.Впрочем, как я уже говорил, я собираюсь копать в том же направлении. Посмотрим, что из этого получится.

Тусоваться?
Ну... наверное - если они способны произвести благоприятное впечатление на кого надо. Но я уже говорил: тут я не специалист.

Приглашать правильных людей в оргкомитет?
Угу. Вот это точно надо. Один правильный человек с гиперактивностью всего в 1\4 Гельмана способен раскрутить все что угодно, в том числе и конкурс сетевой литературы - почему нет?

О чем я Вас не спросил, а следовало бы?
Вы меня не спросили, сколько времени я угрохал на ответ ;-)Отвечаю: три часа с хвостиком... Ой, нет: четыре с хвостиком! (Еще ведь по спискам вашим лазал, пальцы загибал, как последний дурак) Едва жив остался.
Впрочем... Было бы неинтересно - бросил бы и пошел бы спать.
Так что, спасибо за хороший треп.

если вы не видите фреймов, щелкайте сюда

Hosted by uCoz