Индейские боги

В этом разделе лежит информация о верованиях и богах разных народов Древней Америки.

Коренных обитателей Америки читатель часто представляет себе именно как обитате-лей Северной Америки, а ещё точнее - как индейцев североамериканских прерий. В действи-тельности же индейцы Северной Америки являются лишь небольшой частью коренного населения. Ведь в доколумбову эпоху все североамериканские индейцы составляли лишь два-дцатую часть населения Америки, а сейчас даже пятидесятую! 98 % всех индейцев живёт в Южной и Центральной Америке. Наиболее населёнными областями в Америке на протяже-нии двух последних тысячелетий были Месоамерика и область Анд.

Тотонаки

Первой и самой древней высокой культурой доколумбовой Америки по праву можно считать культуру ольмеков, существовавшую уже в VIII до нашей эры. Первой наследие оль-меков восприняла культура тотонаков.
Религия в культуре тотонаков играла исключительно важную роль. К сожалению, сведения о ней весьма туманны. Например, первые испанские монахи сообщали, будто тотонаки верят в "святую троицу". В действительности главным богом то-тонаков был бог дождя. Ему и другим божествам пантеона (богине небес, богу солнца, богу кукурузы и т.д.) служили сотни жрецов. О них рассказывает в своём дневнике и Берналь Ди-ас, хронист экспедиции Кортеса. Он пишет, что экспедиция видела в Семпоале много тото-накских священнослужителей, одётых в чёрное, с волосами, обагрёнными кровью множества человеческих жертв. Больше всего таких жертв приносилось богу дождя. Помимо обычных жертвоприношений, тотонаки регулярно приносили в жертву детей. Во время больших празднеств, проводившихся каждый третий год, кровь детей смешивалась с благовонным со-ком некоторых деревьев и семенами растений. Священнослужители, приготовлявшие эту смесь, оделяли ею как бы причащали, всех взрослых участников обряда.
С религиозными представлениями тотонаков, очевидно, связан весьма загадочный предмет, который очень часто находят во время раскопок тотонакских культовых центров. Это нечто вроде каменного ярма, похожего на те, в которые впрягают ослов, но оно всегда бывает украшено богатым стилизованным орнаментом. Эти странные предметы, как прави-ло, имеют форму подковы длиной до полуметра. Скорее всего, это ярмо сжимало шею из-бранной для ритуального обряда жертвы, не позволяя ей пошевелится.
С кровавым культом тотонаков удивительно контрастируют многочисленные находки ещё одной специфически тотонакской вещицы - пластического изображения неизменно смеющегося человеческого лица или детского личика. В других местах Америки изображе-ния "человека, который смеётся" найдено не было.
Помимо тотонаков, приблизительно в этих же местах, на побережье Мексиканского за-лива, существовали культуры хуастеков, тольтеков, сапотеков и миштеков, которые впослед-ствии были поглощены культурой ацтеков - прославленных властителей Мексики.

Ацтеки

Значение религии у ацтеков было столь велико, что можно без преувеличения сказать: вся их жизнь была тесно связана с религией. Богов и совершаемых в их честь религиозных обрядов они имели несметное множество. В этом отношении воинственных ацтеков можно сравнить с древними римлянами. Захватив какой-нибудь город, подчинив себе чужое племя, они вместе с добычей и рабами захватывали и местных богов, включали их в свой пантеон и начинали им поклонятся в Теночтитлане.
Согласно представлениям ацтеков, наивысшими богами были бог-творец Ометекухтли и его божественная супруга. Это были прародители всех ацтекских богов, а через последних - и всего рода человеческого. Отсюда второе имя этого бога-творца - Тонакатекухтли (Вла-дыка нашей плоти). Эта божественная чета жила где-то бесконечно далеко во Вселенной, на самом далёком, тринадцатом небе и, будучи отдалена от людей пространством и временем, никак не вмешивалась в их судьбы.
Поэтому ацтеки в своих молитвах обращались лишь к тем богам, которые возникли от брачного союза этих двух высших существ. К моменту, когда испанцы пришли в Мексику, из этих богов наиболее почитаемыми были три. Во-первых, изначальный племенной бог теноч-ков, кровавый бог войны и охоты - Уицилопочтли - главный бог Теночтитлана. Ему был по-свящён главный храм Теночтитлана - теокалли. Во-вторых, Кецалькоатль (Пернатый змей) - бог знания, бог ветров, владыка над жрецами, покровитель почти всех индейских культур Мексики. Вероятно это была реальная историческая личность - знаменитый последний пра-витель тольтекской династии. Подлинное имя Кецалькоатля было Се Акатль Топильцин - по наименованию года, в котором он родился. Согласно преданию, Се Акатль Топильцин стал реформатором календаря, создал новые сплавы драгоценных металлов, способствовал рас-цвету искусств и т.д. Позднее, безмерно прославляемый, он был обожествлён. И, наконец, третьим наиболее почитаемым богом ацтеков был в то время Тескатлипока (Курящееся зер-кало). Если бы не вторжение конкистадоров, этот Тескатлипока, "враг Кецалькоатля", невидимый, всемогущий и в пору появления испанцев, безусловно, высший бог ацтекского пантеона, стал бы единственным богом будущей ацтекской монотеистической религии. Своё имя божественный Тескатлипока получил от зеркала из обсидиана, которое он якобы всегда имел при себе и в котором мог видеть всё, что когда-либо происходило в прошлом, происхо-дит в настоящем или произойдёт в будущем.
Наряду с этими тремя главными богами в большой чести у ацтеков были различные бо-ги и богини урожая, плодородия, дождя, покровители отдельных растений. А среди них прежде всего бог Тлалок, вернее, множество Тлалоков. Тлалок, бог дождя, почитался по всей Месете, а кроме того, каждая община имела своего "местного" Тлалока.

Мозаичная деревянная маска бога Тлалока

Весьма интересны и религиозные обряды ацтеков. Важнейшей частью ацтекского ритуала было жертвоприношение, а наивысшей жертвой считалась человеческая кровь, ибо она по религиозным представлениям была "пищей богов". В ацтекских кодексах знак "кровь" иногда заменялся знаком "драгоценный камень" или знаком "цветок". Ацтеки считали своей святейшей обязанностью доставлять богам эту пищу - священную кровь, обладающую осо-бой магической силой. Её можно было жертвовать богам и по каплям, но несравненно более действенной жертвой считалось ритуальное убийство. Религиозный фанатизм был одним из главных мотивов ацтекских завоеваний. В бою ацтеки стремились не убить врага, а взять в плен. В их глазах неприятель, взятый в плен, имел значительно большую ценность - его можно было принести в жертву богам.
Подчас и сами ацтеки добровольно приносили себя в жертву, дабы обрести "блаженство в загробном мире". Люди, избранные священнослужителями для заклания, окружались большим почётом, особенно те из них, кто предназначался в жертву Тескатлипоке. Детей и женщин в жертву приносили редко.
Почести своим богам ацтеки воздавали также песнопением, танцами и обрядовыми ре-лигиозными драмами.

Ацтекский бог солнца Тонатиу
Майя

В майяских городах, расположенных на севере Юкатана, жрецы провозгласили твор-цом мира бога Хунаб Ку. Этот бог-зиждитель имел сына Ицамну. А Ицамна, господин небес (возможно, вместе с богиней плодородия), являлся верховным богом майяского пантеона. Иногда Ицамну отождествлялся с солнцем. Ицамна якобы дал людям письменность и книги, он же распоряжается сменой дня и ночи. Понятно, что для майяских крестьян особо важное значение имел Чак, бог (или боги) дождя. Каждый из Чаков владел одной из четырёх сторон света и собственным цветом небес. Так, были Чак Шиб Чак (Красный Чак востока), Сак Шиб Чак (Белый Чак севера), Эш Шиб Чак (Чёрный Чак запада) и Кан Шиб Чак (Жёлтый Чак юга).
Следующим по рангу был бог кукурузы Йум Кааш, затем бог по имени Ах Пуч (бог смерти), майяское божество, которому, очевидно, приносились жертвы и которое изобража-лось в виде скелета. Шаман Эк - бог Полярной звезды, покровитель путешественников и купцов; далее весьма почитаемый Кукулькан, повелевавший ветрами. Из женских божеств юкатанские майя поклонялись Ишчель - богине женских работ и луны, а также Иштаб, по-видимому, богине самоубийств! Ведь, по представлениям майя, самоубийца обеспечивал се-бе прямую дорогу в "рай". С небом дело у майя обстояло в высшей степени сложно. Небо было не одно, а тринадцать, по-майяски они назывались Ошлахунтику. Небо над небом, и у каждого свой бог. Итак, над землёй было тринадцать небес, а под землёй - потусторонний мир, ад. И опять-таки не один. Этим подземным миром также правили боги - Болонтику. В девятом, самом тёмном и глубоком пекле владычествовал Ах Пуч. Собственный бог имелся и у каждого дня майяского календаря. Имели своих богов и все цифры от нуля до тринадцати.
Религиозный культ майя отличался невероятной разветвлённостью, а майяский ритуал был необычайно пышен. Жрецы, профессиональные церемониймейстеры, принадлежали к избранным, к верхушке общества. У майя отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств руководил первосвященник - "князь змей".

Основным обрядом культа, особенно в последний период, были, так же как в Мексике, жертвоприношения, и прежде всего человеческие. О них многократно повествуют не только первые хронисты, но и настенная роспись в зданиях, и женские скелеты, найденные в сеноте Чичен-Ицы.
Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской, а на голову одевали специальный жертвенный "колпак". Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника хватали жертву за конечности и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком - церемониймейстер - и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот кро-вью из пульсирующего сердца окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу другие жрецы сдирали с трупа кожу, в неё облачался чилан и на виду у зрителей исполнял риту-альный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо - в том случае, когда умерший был мужественным воином, - разрезалось на множество мелких кусочков и поедалось знатью и жрецами, чтобы обрести достоинства покойного. Кровь у майя считалась "любимейшей пи-щей богов".
В самом деле, трудно себе представить, до какой жестокости доходила религия столь миролюбивого, культурного и эрудированного народа.

ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Инки

Инки вовсе не были особым племенем или народностью. Да и вообще словом "инка" обозначался прежде всего властелин империи.
Страна инков - Тауантинсуйу - находилась в юго-западной части Южной Америки. Са-мо название означает "Земля четырёх частей".
В храмах Тауантинсуйу поклонялись целому пантеону богов, подчиняя их строгой су-бординации. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча (в американской лите-ратуре, как правило, называют лишь третье его имя - Виракоча). Это был творец мира и соз-датель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, был и важнейший "собственный" бог Тауантинсуйу, к которому верующие обращались непосредственно. Это был бог Инти, золотое солнце, легендарный предок правящей династии. Возможно, что и са-мо название династии произведено от имени этого золотого бога. Следующим по значению был Ильяпа - бог погоды, грома и молнии. К нему люди обращались главным образом с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки (нашего Млечного пути). Почиталась также Утренняя звезда (Венера) и множество других звёзд и со-звездий. Особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли - Мама Па-ча и матери-моря Мама Коча. Всё это были добрые боги. Вместе с тем жители Тауантинсуйу верили в существование многих враждебных человеку духов и сил. Деревенский люд, поми-мо богов, почитал различные местности: горы, пещеры, скалы и т.д. Они имели общее назва-ние уака. Весьма вероятно, что это были те места, где ещё в далёком прошлом, в пору рас-цвета родового общества, предки совершали свои религиозные обряды. В инкском обществе в эпоху разложения родового строя весь религиозный ритуал был в ведении профессиональ-ных жрецов, во главе которых стоял носитель высшего духовного сана- первосвященник, по-кечуански вильяк-уму.
Во время многочисленных религиозно-обрядовых празднеств приносились и человече-ские жертвы, но инкские обряды были значительно гуманней, чем кровавые ритуалы ацтеков и майя, так как само государство Тауантинсуйу зиждилось на хорошо организованном и ин-тенсивном государственном хозяйстве.
С религией также был непосредственно связан ещё один интересный институт инков - аклья куна (невесты солнца). Ежегодно все деревни империи объезжал специальный госу-дарственный чиновник, называемый апопанака, он устраивал смотрины всех местных де-вушек и отбирал среди них невест солнца. Их увозили из родных мест в монастыри главных городов четырёх провинций. Здесь они в течение четырёх лет обучались за государственный счёт приготовлению пищи, ткацкому ремеслу и т.д. После этого их достоинства опять оцени-вались. Некоторых отдавали в наложницы чиновникам, прочие становились мама куна (ма-терями-прислужницами бога Инти) и давали обет вечно хранить непорочность. Во главе "не-вест солнца" стояла верховная жрица - койя паска. Когда с 1912 года отрывали гигантский мёртвый город Мачу-Пикчу в нём обнаружили лишь несколько десятков женских скелетов, большинство из которых вероятно принадлежали "невестам солнца".

|вернуться к мифологии|

(С) Алехин Алексей

если вы не видите фреймов, щелкайте сюда

Hosted by uCoz